НЛП и Эриксоновский гипноз в медицине
На нашем форуме работает файлообменная система по НЛП и гипнозу - заходите на форум!
НОВОСТИ
СТАТЬИ
ТРЕНИНГИ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
АВТОРЫ
ФОРУМ
КАТАЛОГ САЙТОВ
КОНТАКТЫ
 
Rambler's Top100
Психология 100
 

Марк Сандомирский. «Популярно об измененных состояниях сознания»

   

Начнем с того, что измененные состояния сознания - предмет столь же таинственный для самого автора, сколь и для читателя. Говорить о них непросто, ибо словесному описанию они поддаются с трудом. Для человека, испытавшего их хотя бы единственный раз, само существование этих состояний, широкий диапазон которых простирается от кратковременного поверхностного транса до глубокого мистического экстаза, становится настолько же естественным, как движение, дыхание, как сама жизнь. Но их внутренние механизмы продолжают оставаться для него необъяснимыми, чудесными и загадочными. Человеку же, не сталкивавшемуся с ними на собственном опыте, даже в их существование непросто поверить, не говоря уже о том, чтобы понять их глубину. И все же давайте попытаемся решить эту непростую задачу - развеять ореол таинственности и туман незнания, окутывающие эту проблему.

В сущности, главное, что известно об измененных состояниях сознания, и единственное, что известно о них определенно и окончательно - то, что эти состояния... принципиально отличаются от обычных. Само понятие измененных состояний сознания (altered states of consciousness) было предложено американскими психологами, в частности, в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами. А точнее - людьми, которые, находясь в тяжелом душевном состоянии, пытались покончить жизнь самоубийством (к счастью, неудачно), бросившись в воду с высокого моста, носящего мрачное название «моста самоубийц». Прыжок с которого, если думать о случайном везении, следуя чистой теории вероятностей, оставлял ничтожно малые шансы остаться в живых, не разбившись о воду при падении с огромной высоты - может быть, один шанс из миллиона. И все они - оставшиеся в живых - описали свои переживания во время этого смертельного полета, длившегося всего несколько секунд, удивительно сходно.

За эти краткие мгновения они успели вспомнить всю свою жизнь, все ее основные события, промелькнувшие, как кадры киноленты в ускоренном темпе. И не просто вспомнить, но как бы пережить заново. При этом все хорошие моменты прошедшей жизни переживались необыкновенно ярко. А то, что казалось когда-то безысходным горем, что послужило причиной попытки уйти из жизни, напротив, воспринималось спокойно и просветленно. И возникало новое, чрезвычайно ясное видение проблем своей жизни, источника их возникновения. И приходило осознание ничтожности и мелочности былых проблем по сравнению с бесценностью самой жизни. И просыпалась жажда жизни. И в самый последний миг это желание жить включало неведомые мозговые механизмы, позволившие сохранить свою жизнь, так сгруппироваться в полете, чтобы войти в воду под единственно возможным спасительным углом. Сохранить жизнь, которая после этого опыта пребывания на грани между жизнью и смертью, перед лицом неизведанного и беспредельного, неузнаваемо преображалась, освободившись от груза прежних проблем, оставив их в прошлом.

А потом были исследованы другие измененные состояния сознания, целое множество подобных состояний. Сколько же их, спросите Вы? Какие вообще состояния сознания бывают? Как измененные состояния сознания соотносятся с обычными состояниями сознания, какое место занимают по сравнению с ними в общем ряду? Отвечая на этот вопрос, современные психологи (из широко доступной литературы сошлемся, к примеру, на учебник Ж. Годфруа) повторяют классификацию, разработанную... древними индийскими философами несколько тысячелетий назад, разделившими все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании - измененные состояния сознания.

Но если для древних индусов критерием «четвертого состояния» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке, на примере описанных выше грустных случаев со счастливым финалом, можно выделить такие основные признаки измененного состояния сознания, как:

1. Перераспределение ролей между сознанием и подсознанием, «смена власти»

   

Вспомним, что в обычном, бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук «бразды правления», уходя на второй план. В то же время подсознание «берет власть в свои руки», резко активизируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы. В частности, помогающих найти выход в экстремальной ситуации - например, спасти свою жизнь. (Необходимо иметь в виду, что если в ситуациях, связанных с физической угрозой для жизни, это происходит автоматически, то в обыденных жизненных ситуациях этому использованию подсознательных резервов необходимо учиться).

2. Разрешение внутренних, психологических проблем


В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанного с неприятным воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, измененные состояния сознания несут с собой еще некоторые «прелести», как бы побочные полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний (что и используется достаточно широко современными целителями - как в белых халатах, так и без оных).

 Разновидностей измененных состояний сознания, как впрочем и способов их достижения, великое множество. В картах «внутреннего пространства», рисуемых современными психологами, находят место и состояние простого расслабления, и состояние медитации дзен, и йоговское самадхи, и состояние мистического, религиозного экстаза...

Нас же, исходя из практических целей, будет интересовать лишь одна из разновидностей измененного состояния сознания - транс, главная характеристика которого - то, что человек может по собственному желанию как «войти» в него, так и легко «выйти» обратно. Подобные состояния, целительные для психики, по-видимому, использовались человечеством с незапамятных времен. Они берут начало от племенных ритуалов, от ритуально-магических танцев первобытных охотников, прослеживаясь далее в истории человечества в виде различных религиозных ритуалов, что дало основание многим психологам говорить о «трансовой культуре» разных народов и цивилизаций.

 На самом же деле транс не представляет собой что-то из ряда вон выходящее, таинственное или сверхъестественное. Как заметил выдающийся психотерапевт Милтон Эриксон, трансовые состояния часто встречаются в нашей обычной, повседневной жизни. Так, уважаемый читатель, когда Вы ловите себя на том, что замечтались, глядя в окно автобуса во время долгой поездки... или когда Вы, стоя в длинной очереди, задумались о чем-то, забыв об окружающей суете... и вдруг, приходя в себя, резко опомнились - оказывается, на какое-то время Вы «отключались», пребывая в состоянии транса.

По Эриксону, транс - это такое состояние сознания, когда человек углубляется в свои воспоминания или внутренние переживания, в свой внутренний мир, отвлекаясь от внешних впечатлений, от окружающего мира. Некоторые ученики Эриксона, рассматривая распространенность транса, пошли еще дальше, утверждая, что мы и жить без транса не можем. Так, С. Геллер считает трансовые состояния настолько неразлучным нашим спутником, что по его мнению, буквально каждый раз, уважаемый читатель, когда Вы чему-либо научились в Вашей жизни (даже когда Вы всего-навсего запомнили, сколько будет 2х2) или когда Вы убедили в чем-то собеседника, дело не обошлось без кратковременного, «мимолетного» транса.

Какие же физиологические изменения приводят к возникновению транса? И здесь дело не обходится без известной уже нам асимметрии полушарий. Как показывают электрофизиологические исследования - запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состояниях транса, достигаемых при глубокой медитации, во время дыхательных сессий ребефинга, разница между полушариями - их асимметрия - выравнивается, исчезает. Вот тогда-то и наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, в котором совмещаются, интегрируются казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма - и физиологические, и психологические. Важно, что при этом происходит как бы возврат мозга в состояние, свойственное для ребенка - физиологическая возрастная регрессия.

Вхождению в транс способствуют ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, изменить состояние сознания:

  • Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу, помогая тем самым отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.
  • Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом, заставляя внимание следовать за собой, а также помогая направить его в определенные участки тела.
  • Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу, помогая ему погрузиться в состояние покоя.
    При этом необходимо также учесть, как изменяются в состоянии транса взаимоотношения полушарий. Дело в том, что с учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, как бы несколько умеряет свой пыл. Противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Иначе говоря, в типичном случае - у правшей, необходимо снизить активность левого, «сознательного» полушария и повысить - правого, «подсознательного».    Отметим заодно, что в состоянии стресса межполушарная асимметрия может, напротив, усиливаться. Причем до такой степени, что это даже становится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Подобная закономерность нашла отражение и в языке. Вспомним, к примеру, образные выражения, описывающие внешне поведение человека, находящегося в состоянии сильного душевного расстройства: он встал «не с той ноги», его «заносит» (и на самом деле, подчас человек полностью здоровый в момент волнения замечает, что при ходьбе его то и дело «заносит» в одну сторону. Женщины иногда отмечают, что при сильном волнении они не могут пользоваться ножницами, шить - разрез отклоняется в сторону, строчка идет криво. Все это признаки чрезмерного «диктата» одного полушария).

   Как добиться углубления транса, как помочь временному уменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавления его специфической функции - речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее - остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина». (Кстати, аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения. Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использования резервов подсознания). И тогда «речевое» полушарие, лишенное на время привычной работы и не зная, чем себя занять, на время вынужденного «безделья» успокаивается. Активизации же правого полушария помогает сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, к примеру, связанных с дыханием - ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутренних органов, чем левое. Также помогает этому и музыка. Ведь восприятием музыкальных мелодий «заведует» правое полушарие, музыка его активирует, как бы «подпитывает» энергией. Музыка может гармонизировать отношения между полушариями - особенно спокойная, переливчато-плавная, медитативная.

   Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и «живет», углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс - это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания выдающегося отечественного невролога В. М. Бехтерева. Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:

1. Изменяется ощущение тела.

   Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера - легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от «удлинения» конечностей или шеи, «мягкости» костей (по образному выражению Булгакова, «ноги лишаются костей») до возможности ощутить свое тело... шарообразным, бестелесным «сгустком энергии» (люди, именующие себя специалистами по «экстрасенсорике», называют это состояние «выходом в астрал». С точки же зрения физиологии, как Вы теперь знаете, дело обстоит гораздо проще и полностью обходится без мистики).

2. Изменяется восприятие времени.

   Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить и пережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В то же время внутренние «биологические часы» продолжают идти, не сбиваясь со своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее «запрограммировать» время своего пребывания в состоянии транса. Кстати, и в механизмах развития ИСС наши биологические часы, или внутренние маятники, играют весьма важную роль. Быть может, даже весь ход, все течение ИСС определяется тем, как раскручивается туго заведенная пружина этих часов. К обсужению этого важного механизма мы вернемся чуть позже.

3. Изменяется восприятие окружающего пространства.

   Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («не существует ничего вне моего тела - ничего, кроме моего собственного «Я», как центра Вселенной), то расширяться до бесконечности («мое "Я" - лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения - изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, «выпадает» из него. Прибегая к физической аналогии, хотя и в большой мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границы нашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение. Пользуясь сравнением, предложенным философом П.Д.Успенским (учеником Г.Гурджиева), можно сказать, что четвертое измерение «находится внутри нас».

4. Изменяется восприятие собственной личности.

   Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов - «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны (ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией, в дианетике - экстериоризацией «Я»). А затем наше «Я» может и совсем растворяться, как бы воплощаясь в другие обьекты в нашем мысленном представлении. Впрочем, это уже характерно для перехода к более глубоким ИСС, нежели транс.

   Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать себя. Дает нам возможность понять, что на самом деле лежит в основе наших желаний и поступков. Дает нам возможность увидеть, что творится в укромных закоулках и тайниках нашей собственной души, в подсознании. Недаром, по мысли того же П. Д. Успенского, в обыденной жизни (в обычном состоянии сознания) человек представляется «живущим как бы на поверхности самого себя, не зная и не сознавая того, что именно находится в его глубине».

Обязательным условием, скорее даже основой, произвольного (подчеркиваем, произвольного - по собственной воле и за счет лишь собственных усилий) погружения в транс, как впрочем и в любое ИСС, является произвольное управление собственным сознанием. В принципе, неважно даже, достигается ли это целенаправленно или как побочный эффект, когда целью является не переживание ИСС само по себе, а нечто другое - от целей возвышенно-духовных (совершение молитвенных ритуалов в восточных религиозно-духовных практиках, творческое вдохновение поэта, художника и музыканта, интуитивное озарение мыслителя, погруженного в поиски истины) до приземленно-практических (к примеру, таких как придание телу нечувствительности к боли в восточных боевых искусствах). Но если Вы хотите использовать транс, как полезный рабочий инструмент в Вашей жизни - то, что официально именуется утилизацией ИСС - необходимо научиться добиваться этого целенаправленно.

Источник : http://www.marks.on.ufanet.ru