Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Психосоматические заболевания – болезнь тела или души?

(продолжение).

Еще одной характерной чертой многих психосоматических больных является алекситимия. Это неспособность словами выразить свои чувства, эмоции переживания.

Основные признаки алекситимии:

1. трудность в определении и описании собственных чувств
2. трудность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями
3. снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и др. проявлений воображения
4. фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Такие люди не могут выразить свое чувство как словами, так и образами и метафорами. Отношения с другими людьми часто кажутся вполне нормальными, но при внимательном рассмотрении в этих отношениях отсутствует глубина и понимание. Часто отношения с близкими строятся на привычных ритуалах и принесенных из детства принципах. В ряде случаев такой тип формируется в семьях, где существует социальный запрет на проявление своих чувств. И когда страдание, психологическая травма не может быть «выпущена наружу», возникает психосоматическое заболевание. Например, люди с алекситимией часто затрудняются с чем-то проассоциировать свою боль. На вопрос, на что похожа, какая она – острая, тупая, жгучая, с каким цветом ассоциируется, с образом какого предмета можно сопоставить, такие больные с недоумением качают головой – боль она и есть боль.

Существуют тесты на определение уровня алекситимии. Наиболее известным из них является торонтнская алекситимическая шкала. Вы можете протестировать себя и узнать свой уровень алекситимии, заполнив таблицу и подсчитав свой суммарный балл.

ТОРОНТСКАЯ ШКАЛА АЛЕКСИТИМИИ

Торонтская алекситимическая шкала TAS создана G.J.Taylor и соавт. (1985).

На 26 вопросов, которые вы увидите ниже, вы должны выбрать один из приведенных вариантов ответа:

  • «совершенно не согласен»
  • «скорее не согласен»
  • «ни то, ни другое»
  • «скорее согласен»
  • «совершенно согласен»

ВОПРОСЫ:

1. Когда я плачу, я всегда знаю, почему

2. Мечты — это потеря времени

3. Я хотел бы быть не таким застенчивым

4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства я испытываю

5. Я часто мечтаю о будущем

6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие

7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений

8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств

9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам

10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам

11. Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит

12. Я способен с легкостью описать свои чувства

13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать

14. Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол

15. Я часто даю волю воображению

16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим

17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле

18. Я редко мечтаю

19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так

20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение

21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях

22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям

23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства

24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему

25. Я не знаю, что происходит у меня внутри

26. Я часто не знаю, почему я сержусь

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Подсчет баллов осуществляется таким образом:

«совершенно не согласен» — оценивается в 1 балл,

«скорее не согласен» — 2,

«ни то, ни другое» — 3,

«скорее согласен» — 4,

«совершенно согласен» — 5.

Так оцениваются пункты шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.

Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2—4; 3 — 3; 4 — 2; 5 — 1);

Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель «алекситимичности». Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов.

«Алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше.

Уровень алекситимии у больных с психосоматическими расстройствами, больных неврозами и здоровых лиц

Психосоматические заболевания 72.09+0.82

Неврозы 70.1+1.3

Контрольная группа здоровых 59.3+1.3 при р< 0.01

Уровень алекситимии у больных с различными психосоматическими расстройствами, больных неврозами и здоровых лиц

Психосоматические заболевания:

бронхиальная астма 71.84+1.40

гипертоническая болезнь 72.62+1.42

язвенная болезнь 71.11+1.40

Конечно, это не значит, что у Вас язвенная болезнь, если Вы набрали 71.балл, просто нужно задуматься и что-то предпринять.

Что же можно рекомендовать для человека с высоким уровнем алекситимии? Приведем несколько полезных упражнений, начиная с самых простых.

Упражнение 1.

Переводите взгляд с одного предмета другой в Вашем поле зрения со словами: «Здесь и сейчас я вижу (например) стол и он мне нравится (или не нравится). Старайтесь к каждой вещи, на которую смотрите, попытаться выразить свое отношение (положительное или отрицательное), старайтесь долго не думать. Теперь вслушайтесь в звуки, которые Вас окружают. Сконцентрируйте внимание со словами: « Здесь и сейчас я слышу (что слышите) и это мне нравится (или не нравится). Теперь тоже самое с ощущениями в теле. Например: «Здесь и сейчас я чувствую, как у меня бурчит в животе и это мне не нравится. Или: «Здесь и сейчас я чувствую запах жареной картошки с кухни, и это мне нравится». Попробуйте проанализировать в какой системе органов чувств больше положительных вещей, «зацепивших» Ваше внимание, в какой больше отрицательных, в какой трудно для некоторых стимулов сказать нравится или нет. Само по себе это упражнение очень успокаивает и работает против алекситимии, а небольшой анализ, предложенный выше сможет дать много интересной диагностической информации о Ваших проблемах, в случае, если у Вас есть какие-то психосоматические заболевания. Если хотите поделиться результатами – пишите.

Упражнение 2.

Теперь попытайтесь кроме слов «нравится» и «не нравится» подобрать другое слово, выражающее отношение. Например: …это меня пугает, умиляет, интересует, веселит, угнетает, заводит, выводит из себя, обескураживает, мобилизует, успокаивает, доводит до бешенства, это омерзительно, страшно, весело, неприлично, странно, невозможно, эротично, удивительно, важно, …список дополните сами. Если Вам трудно подобрать свои слова, попробуйте «примерить» какие-нибудь из этого списка. Отметьте те слова, которые совсем не подходят, и которые близки.

Упражнение 3.

Если в данный момент Вас беспокоит какой-то дискомфорт в теле. Например головная боль или боль в каком-то другом месте, постарайтесь представить, на что из обычных предметов вашей жизни это похоже. Подберите подходящий образ. Опишите всевозможные характеристики этого образа. Например, у кого-то головная боль похожа на шар, который распирает голову изнутри. Тогда можно уточнить характеристики этой метафоры по следующим разделам:

Зрительные характеристики:

Какого цвета шар? Блестящий или матовый? Большой или маленький, с чем сравним размер? Движется или стоит на месте, может быть, пульсирует (при этом образ шара представлять зрительно).

Звуковые характеристики:

Издает ли какие-то звуки? Громкие или тихие, высоки или низкие и т.д., на что они похожи?

Тактильные ощущения:

Шар тяжелый или легкий (на сколько килограммов?), гладкий или шершавый, теплый или холодный (а может быть просто жжет, какая у него температура в градусах?).

Как только вы детально представите все характеристики Вашей боли, а лучше опишите все это на бумаге или запишите на диктофон, Вы вдруг с удивлением обнаружите, что боль стала гораздо меньше, а у некоторых и совсем прошла. Очень советую попробовать это упражнение. Только его ежедневное выполнение по отношению к симптомам своего психосоматического заболевания существенно облегчает состояние.

О других упражнениях и других предпосылках психосоматических заболеваний читайте в следующем выпуске.

Комментарии отключены.